Царская Россия в картинах русских художников

 

Маковский В. Е. (1846-1920). «На бульваре». 1886 г. Государственная Третьяковская галерея
 
Картина «На бульваре» написана в 1877 и посвящена одной из самых острых проблем России в тот период — вынужденному отъезду крестьян в город на заработки, что в конечном итоге привело к распаду традиционного уклада жизни русских деревень: кормилец семьи отрывался от престарелых родителей (корней), жены и детей (семьи), терялась или ослабевала тонкая связь между ними, и все это приводило к гибели патриархального мира.

Герои полотна — молодой муж, находящийся на заработках в городе, и приехавшая к нему из села жена с ребенком. Им негде побыть и поговорить вместе кроме как здесь, на улице, на бульваре, но супруг, кажется, вовсе и не интересуется своей благоверной. Он беспечно наигрывает на гармошке. Фатоватый, подвыпивший, ставший «городским» муж развалился на скамейке, лихо заломив фуражку, словно его ничего, кроме собственной персоны, не интересует. Бедная женщина, согнувшись от печали и безысходности, не узнает любимого. Простой сюжет вместил в себя много острых мыслей и наблюдений автора, которыми наполнен весь, на первый взгляд, простой и маленький сюжет, и самая главная из них — это неминуемая гибель патриархального мира.
 
           
 
Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счет". 1895 г. Третьяковская галерея
 
Конец 19 века, народная школа, доска, интеллигентный учитель, бедно одетые дети 9–10 лет, с энтузиазмом пытаются решить в уме задачу написанную на доске. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображен на переднем плане), кроме того, и рубаха порвана.

Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. Художник изобразил здесь крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: трое из учеников в лаптях. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: ведь в то время девочек, как правило, в школу не принимали. Ученье было “не их делом”, да и мальчики-то учились далеко не все. <
Теперь посмотрим на задачу: ( 10 в квадрате + 11 в квадрате + 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате) / 365 =???
Черт возьми! Наши дети в возрасте 9 лет не решат такую задачу, уж во всяком случае в уме! Почему чумазых и босоногих деревенских детей в деревянной школе из одной комнаты учили так хорошо, а наших детей учат так плохо?! Картина изображает не типичную, а уникальную школу. Это памятник Сергею Рачинскому, уникальной личности и педагогу, последнему представителю той когорты консерваторов и патриотов, к которой еще нельзя было отнести известное выражение "патриотизм — последнее прибежище негодяя". Массовая народная школа была в хозяйственном отношении обустроена значительно беднее, курс математики в ней был короче и проще, а преподавание слабее. И, конечно же, ученики обыкновенной начальной школы не могли не только решить, но и понять задачу, воспроизведенную на картине.
 
 
Н. К. Пимоненко «Сваты». 1882 г. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
 
Перед нами картина украинского художника-живописца «Сваты». Автор очень точно и как нельзя лучше изображает украинские традиции, культуру, он очень увлечённо показывает быт украинских семей. Эта картина с этнографическим смыслом и выполнена очень точно и красочно.

Сюжет демонстрирует традиционный обряд, называемый сватовством. Основная сюжетная линия развивается из общения женщины и двух мужчин с рушниками через плечо, что говорит о том, что в данный момент они сваты и ведут беседу, как теперь ясно – с матерью невесты. А сама девушка сидит от них несколько в отдалении, как того требуют правила, ее мы можем видеть на переднем плане картины.

Над героями полотна изображены домашние иконы, и прорисованы они с удивительной точностью. Художник долгое время был резчиком по дереву и занимался иконописью, этот опыт и позволяет ему передать на холсте реалистичность изображений икон. Что касается одежд участников данной сцены, то они прорисованы с мельчайшими деталями и со скрупулёзной точностью передают нам внешний вид крестьянского костюма того времени.

Рассматривая картину, легко ощущается дух происходящего события, нет недосказанности в обстановке комнаты, налицо вся бытовая утварь, её реалистичность не вызывает сомнения. Именно благодаря передаче тонкостей обстановки, складок одежды, потёртости пола, эмоций на лицах, у зрителя создаётся ясное понимание происходящего.

Благодаря таланту живописца можно увидеть красоту рушников, где автор умело прорисовал узоры. Передача красок, игра света и тени – это мастерство автора. Замечательная игра бликов, света, который проходит через два окна в помещение, и теней как на предметах, так и на образах людей. Как же здорово видеть то, что может сотворить человек, который так влюблен в такие вот этнографические мотивы и хочет, чтобы их полюбили и другие.

Маковский В. Е. "За лекарством". 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
 
 
 
В. Е. Маковский. «Свидание». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
 
Представитель городской бедноты, мальчишки – подмастерья, обедневшие жители села – все они привлекали внимание В.Е. Маковского и становились героями его картин. Произведение художника «Свидание» выполнено в жанре бытового пейзажа и с первых минут пронзает своей реалистичностью, искренностью.
Сюжетом картины стала типичная для 19 века картина: мать навещает отданного в подмастерья сына, мальчика лет 12-13.. Последний бос, очень худ, одет в какую-то рванину и необычайно голоден. Он с жадностью поглощает привезенный матерью хлеб. Лицо и руки мальчика еще не приобрели нормального оттенка, они раскрасневшиеся. Вероятно, ребенок ненадолго отлучился от работы, чтобы повидаться с матерью.

Мать мальчика, простая женщина из народа, средних лет, с печалью и задумчивостью смотрит на своего ребенка. Сгорбленная нуждой, тяжелыми жизненными испытаниями, эта женщина мечтает об одном – счастья и благосостояния. Не для себя, нет. Для сына.

Глядя на картину, особенно сильно ощущается человеческая беспомощность перед социальным неравенством, тяжелой долей.
В картине, однако, просматривается необычайно сильный характер мальчишки. Он беден и голоден, однако с каждым куском хлеба растет его воля к жизни, желание разорвать ненавистный круг нищеты. Мальчик не жалуется матери на тяжелую судьбу, он всеми силами пытается побороть ее.