01:10
Царская Россия в картинах художников

 

Царская Россия в картинах русских художников
 
Маковский В. Е. (1846-1920). «На бульваре». 1886 г. Государственная Третьяковская галерея
 
Картина «На бульваре» написана в 1877 и посвящена одной из самых острых проблем России в тот период — вынужденному отъезду крестьян в город на заработки, что в конечном итоге привело к распаду традиционного уклада жизни русских деревень: кормилец семьи отрывался от престарелых родителей (корней), жены и детей (семьи), терялась или ослабевала тонкая связь между ними, и все это приводило к гибели патриархального мира.

Герои полотна — молодой муж, находящийся на заработках в городе, и приехавшая к нему из села жена с ребенком. Им негде побыть и поговорить вместе кроме как здесь, на улице, на бульваре, но супруг, кажется, вовсе и не интересуется своей благоверной. Он беспечно наигрывает на гармошке. Фатоватый, подвыпивший, ставший «городским» муж развалился на скамейке, лихо заломив фуражку, словно его ничего, кроме собственной персоны, не интересует. Бедная женщина, согнувшись от печали и безысходности, не узнает любимого. Простой сюжет вместил в себя много острых мыслей и наблюдений автора, которыми наполнен весь, на первый взгляд, простой и маленький сюжет, и самая главная из них — это неминуемая гибель патриархального мира.
 
 
Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счет". 1895 г. Третьяковская галерея
 
Конец 19 века, народная школа, доска, интеллигентный учитель, бедно одетые дети 9–10 лет, с энтузиазмом пытаются решить в уме задачу написанную на доске. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображен на переднем плане), кроме того, и рубаха порвана.

Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. Художник изобразил здесь крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: трое из учеников в лаптях. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: ведь в то время девочек, как правило, в школу не принимали. Ученье было “не их делом”, да и мальчики-то учились далеко не все. <
Теперь посмотрим на задачу: ( 10 в квадрате + 11 в квадрате + 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате) / 365 =???
Черт возьми! Наши дети в возрасте 9 лет не решат такую задачу, уж во всяком случае в уме! Почему чумазых и босоногих деревенских детей в деревянной школе из одной комнаты учили так хорошо, а наших детей учат так плохо?! Картина изображает не типичную, а уникальную школу. Это памятник Сергею Рачинскому, уникальной личности и педагогу, последнему представителю той когорты консерваторов и патриотов, к которой еще нельзя было отнести известное выражение "патриотизм — последнее прибежище негодяя". Массовая народная школа была в хозяйственном отношении обустроена значительно беднее, курс математики в ней был короче и проще, а преподавание слабее. И, конечно же, ученики обыкновенной начальной школы не могли не только решить, но и понять задачу, воспроизведенную на картине.
 
 
Н. К. Пимоненко «Сваты». 1882 г. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
 
Перед нами картина украинского художника-живописца «Сваты». Автор очень точно и как нельзя лучше изображает украинские традиции, культуру, он очень увлечённо показывает быт украинских семей. Эта картина с этнографическим смыслом и выполнена очень точно и красочно.

Сюжет демонстрирует традиционный обряд, называемый сватовством. Основная сюжетная линия развивается из общения женщины и двух мужчин с рушниками через плечо, что говорит о том, что в данный момент они сваты и ведут беседу, как теперь ясно – с матерью невесты. А сама девушка сидит от них несколько в отдалении, как того требуют правила, ее мы можем видеть на переднем плане картины.

Над героями полотна изображены домашние иконы, и прорисованы они с удивительной точностью. Художник долгое время был резчиком по дереву и занимался иконописью, этот опыт и позволяет ему передать на холсте реалистичность изображений икон. Что касается одежд участников данной сцены, то они прорисованы с мельчайшими деталями и со скрупулёзной точностью передают нам внешний вид крестьянского костюма того времени.

Рассматривая картину, легко ощущается дух происходящего события, нет недосказанности в обстановке комнаты, налицо вся бытовая утварь, её реалистичность не вызывает сомнения. Именно благодаря передаче тонкостей обстановки, складок одежды, потёртости пола, эмоций на лицах, у зрителя создаётся ясное понимание происходящего.

Благодаря таланту живописца можно увидеть красоту рушников, где автор умело прорисовал узоры. Передача красок, игра света и тени – это мастерство автора. Замечательная игра бликов, света, который проходит через два окна в помещение, и теней как на предметах, так и на образах людей. Как же здорово видеть то, что может сотворить человек, который так влюблен в такие вот этнографические мотивы и хочет, чтобы их полюбили и другие.
 
 
Маковский В. Е. "За лекарством". 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
 
 
В. Е. Маковский. «Свидание». 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
 
Представитель городской бедноты, мальчишки – подмастерья, обедневшие жители села – все они привлекали внимание В.Е. Маковского и становились героями его картин. Произведение художника «Свидание» выполнено в жанре бытового пейзажа и с первых минут пронзает своей реалистичностью, искренностью.
Сюжетом картины стала типичная для 19 века картина: мать навещает отданного в подмастерья сына, мальчика лет 12-13.. Последний бос, очень худ, одет в какую-то рванину и необычайно голоден. Он с жадностью поглощает привезенный матерью хлеб. Лицо и руки мальчика еще не приобрели нормального оттенка, они раскрасневшиеся. Вероятно, ребенок ненадолго отлучился от работы, чтобы повидаться с матерью.

Мать мальчика, простая женщина из народа, средних лет, с печалью и задумчивостью смотрит на своего ребенка. Сгорбленная нуждой, тяжелыми жизненными испытаниями, эта женщина мечтает об одном – счастья и благосостояния. Не для себя, нет. Для сына.

Глядя на картину, особенно сильно ощущается человеческая беспомощность перед социальным неравенством, тяжелой долей.
В картине, однако, просматривается необычайно сильный характер мальчишки. Он беден и голоден, однако с каждым куском хлеба растет его воля к жизни, желание разорвать ненавистный круг нищеты. Мальчик не жалуется матери на тяжелую судьбу, он всеми силами пытается побороть ее.
 
 
Маковский В.Е. Не пущу! 1892 г.
 
 
Маковский В.Е. 9 Января 1905 года на Васильевском острове. 1905 г.
 
 
В. Г. Перов. «Тройка». 1866 г. Государственная Третьяковская галерея.
 
Картина «Тройка» - это одно из самых значительных произведений художника В. Г. Перова. На ней изображены дети бедняков, везущие бочку воды по обледенелой дороге. Со времени ее написания прошло много лет. И у современников картины, и у сегодняшних зрителей работа мастера вызывает слезы на глазах и высокое чувство сострадания к людям. Автор картины «Тройка» с помощью художественных средств попытался воссоздать атмосферу мрачной обреченности, царившей в царской России.

"Кто у нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой! В картине Перова у нас перед глазами была одна из сцен начала жизни крестьянских детей. Несчастье, бедность, беспомощность. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом, и только пригнаны в Москву, на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисовались на их усталых, бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжком повороте их голов, в измученных глазах, в полурастворенных от натуги милых ротиках".
В. В. Стасов. Русский критик.


 
 
В. Е. Маковский. "Устала". 1898 г.
 
 
Богданов-Бельский Н.П. Горе. 1909 год. Сумской областной художественный музей им. Н.Х. Онацкого
 
 
Г.Г. Мясоедов. «Земство обедает». 1872 г. Третьяковская галерея
 
«Земство обедает» - самое значительное полотно Мясоедова, экспонировавшееся на Второй передвижной художественной выставке. Земство - выборные органы местного самоуправления в России 1860-х.
Крестьяне, изображенные на картине, видимо, пришли с какой-то просьбой к членам земства, но вынуждены сидеть под дверью, довольствуясь своим скудным обедом и предоставленные своим невеселым мыслям. В окошке виден слуга, перемывающий посуду: господа, вероятно, хорошо покушали, и проблемы просящих еще долго не заинтересуют их. Мясоедов, как и многие художники-жанристы 1870-х, отходит от явного обличения или резкой критики, он лишь констатирует, показывая в этой сцене правду жизни объективно и без прикрас, а зритель уже сделает все выводы сам. Основной акцент в работе сделан на самих крестьянах: их лица выписаны скрупулезно, что позволяет зрителю «почувствовать» персонажей и сопереживать им.
 
 
Маковский В.Е. Посещение бедных. 1874 г. Третьяковская галерая
 
 
Б.М Кустодиев «Земская школа в Московской Руси» 1907 г.
  594" src="http://sowjet2005.narod.ru/bilder_files/Img014.jpg" width="600" />  
В.Е.Маковский. «В сельской школе». 1883 г. Тульский областной художественный музей
 
 
Богданов-Бельский Н.П. «У дверей школы». 1897 г. Государственный Русский музей
 
На этом холсте художник изобразил мальчика в лохмотьях, который не решается вступить в класс, где сидят его сверстники. Полотно показывает не только бедность крестьян, но и их желание изменить свою судьбу. Однако самое интересное в этой работе то, что она автобиографичная.
Николай Богданов-Бельский был сыном бедной батрачки и получил образование только благодаря такой же, как на картине, сельской школе. Точно так же, как изображенный здесь мальчик, будущий художник пришел учиться. Его приняли в школу, заметили его дарование и в дальнейшем он завершил образование в Императорской Академии художеств под руководством Ильи Репина.
 
 
Маковский К. Е. "Маленькие шарманщики у забора зимой". 1868 г. Частное собрание
 
 
Маковский В.Е. Крестьянские дети. 1890 г.
 
 
Маковский В.Е. Осуждённый. 1879 г. Русский музей, Санкт-Петербург.
 
60-70-е гг. XIX века – время зарождения первых революционных настроений. В обществе росло недовольство существующим социальным строем, с его проблемами и несправедливыми порядками. Появляются народовольцы, каждый из которых, действуя разными способами, стремился построить счастливое будущее, основанное на равенстве и свободе.

Представители творческой интеллигенции, как никто другой, остро реагировали на несовершенство общественных порядков и разделяли нараставшие революционные настроения. В числе деятелей искусств, активно выступавших с критикой существующего уклада и правящей власти, был художник Владимир Маковский. Собственную позицию он неоднократно подчеркивал посредством своих картин. Среди работ, отражавших революционную тематику, выделяется написанное в 1879 году полотно «Осужденный».

Главным персонажем картины стал молодой народоволец, арестованный и осужденный за несогласие с властью. Из зала суда жандармы вывели его к родным. Видя задумчивое и угрюмое лицо сына, в слезах с мольбой и безутешным горем в голосе обращается к нему мать. Плачущий, закрывшийся в своем горе отец пытается удержать ее, понимая, что ничего уже изменить нельзя. Остальные пришедшие на суд с тревогой и печалью глядят на него, обреченного на изнурительный каторжный труд, словно прощаясь, ведь домой возвращались с каторги единицы.

Нет сомнения в том, что художник открыто симпатизирует осужденному и его родным, тонко, с особой грустной теплотой передавая их душевное состояние: безутешное горе и тревогу за навевающее печаль будущее. Приглушенная серо-коричневая гамма палитры, в которой решен колорит картины, как нельзя лучше соответствует драматизму и мрачности сцены.

Правдивая, наполненная глубоким идейным смыслом и ясностью содержания, работа «Осужденный» коснулась острых вопросов современности, чем заслужила безоговорочное признание как в среде творческой интеллигенции, так и среди простого народа.
 
 
Маковский В.Е. Крах банка. 1881 г. Третьяковская галерея
 
Владимир Маковский – непревзойденный мастер живописи, которому не было равных в написании картин бытового жанра. Редкий художник мог с такой же точностью и тонким психологизмом изобразить на своих полотнах повседневную жизнь обычных людей. Купцы и дворяне, чиновники и ремесленники, крестьяне, рабочие и бродяги – все они предстают перед зрителем без прикрас, а порой и не с самой лучшей стороны. Так, посредством живописи, Маковский показывал истинную правду жизни, высмеивая пороки, презирая за поступки.

В период расцвета творчества художника была написана картина «Крах банка». Сюжет полотна основан на реальном историческом факте – разорении частного Ссудного банка Москвы. В результате многочисленных коммерческих махинаций в середине 1870-х гг. клиенты этого банка – в основном, представители среднего класса — потеряли практически все свои сбережения. Маковский запечатлел эпизод, когда обманутые вкладчики, в надежде получить хотя бы часть своих средств, вбегают в банк. Лица их полны изумления и возмущения, оставшиеся без денег, они еще не могут до конца поверить в случившееся.

Маковскому с невероятной психологической точностью удалось показать целую галерею уникальных типов и характеров. В позах, жестах, мимике собравшихся открываются разные реакции на одно и то же событие. Один громко возмущается и желает знать, что делать дальше, другой, мрачно понурившийся, — ушел в себя, подавленный потерей средств к существованию. Пожилая женщина, не выдержав обмана, падает без чувств, взволнованная зажиточная барыня хватает за руку жандарма, словно призывает его со всем разобраться. Каждый из них беспомощен в этой ситуации, и только один банковский работник, в ожидании крупного куша, радостно потирает руки.

Большую роль играет выбранная художником палитра работы. Расцветка картины холодная, с преобладанием черного, синего и серого цветов, мягких и неярких. Подобные тона позволяют показать позы и лица более выразительными.

Картина «Крах банка» стала живописным выражением сочувствия и сострадания к обманутым людям. Написанная больше века назад, она и по сей день не теряет своей актуальности, не просто показывает прошлое, но призывает задуматься над настоящим и будущим.
 
 
Корзухин А.И. «Возвращение из города». 1870 г. Государственная Третьяковская галерея.
 
На картине художник показывает, как бедно жил русский народ в царской России. Однако, несмотря на это, он не терял человеческого достоинства.
 
 
Морозов А. И. "Сельская бесплатная школа". 1865 г. Государственная Третьяковская галерея
 
В научной литературе существует стереотип о невежественности, дикости крестьянина XVIII—XIX вв. Действительно, в целом большинство крестьян оставалось неграмотным.
 
 
Перов В. Г. «Утопленница». 1867 г. Государственная Третьяковская Галерея
 
Перов поднимает здесь одну из острейших проблем 60-х годов — тяжесть женской доли в царской России. Эта тема волновала и В. В. Пукирева, и Н. В. Неврева, и многих других русских художников. С особой силой решена она Перовым в картине «Утопленница» (1867, ГТГ, ил. 9), в основу которой лег наблюденный в жизни случай.
Процесс работы над картиной описан Перовым в его рассказе 1880 года «На натуре. Фанни под № 30». В эскизе (ГТГ) художник изобразил толпу любопытных, окруживших утопленницу — красивую молодую женщину в ярком платье. В окончательном варианте — только распростертое на пустынном берегу тело женщины в грубых башмаках, черном платье и рядом караульный полицейский, сидящий на борту лодки.

Действие происходит на фоне Московского Кремля, силуэт которого рисуется в предрассветной туманной дымке.
Убрав излишние подробности, Перов придал сюжету драматическую напряженность.
Картина выдержана в серебристо-серых и синеватых тонах. По контрасту с пробуждающейся природой особенно остро воспринимаются мертвенная неподвижность женщины, трагизм ее смерти. От первоначальной трактовки сюжета как «уличного происшествия», личной драмы художник переходит к раскрытию драмы социальной. Так же как и в «Проводах покойника», он поднимается здесь до большого социального обобщения.
 
 
Творожников И. И. «Мальчик-нищий с корзиной». 1886 г. Космодемьянский художественно-исторический музей имени А. В. Григорьева

 

Просмотров: 166 | Добавил: sowjet2005 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: