Советская реалистическая живопись, скульптура и графика

В. И. Ленин в произведениях советских художников
Серов | Бродский | Иогансон | Дейнека | Грабарь | Андреев | Налбандян








 

СОВЕТСКАЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА



Н. А. Андреев
(26 октября 1873, Москва - 24 декабря 1932)

«Лениниана»


Николай Андреевич Андреев

Н. А. Андреев (1873—1932) «Лениниана»
В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Artvek.Ru

Март 1918 года. Первая весна молодой Советской республики. Она пришла не с пением птиц и благоуханием цветов. С севера и юга, с востока и запада ползли на нашу землю вражеские полчища. Вооруженные до зубов иностранные наемники хотели задушить рожденное революцией государство трудящихся. Их поддерживали враги народа внутри страны. Большевистская партия призвала народ к оружию — к защите свободы, отвоеванной кровью. Надо было оперативно и смело руководить боями на фронтах, налаживать жизнь в разрушенной, голодающей стране.
Правительство, с момента образования находившееся в Петрограде, переехало в Москву. Столица бурлила митингами, съездами, конгрессами, конференциями. Часто выступал В. И. Ленин. Среди его слушателей можно было видеть невысокого коренастого человека в пенсне. Он настойчиво пробирался сквозь густую толпу, стремясь приблизиться к Владимиру Ильичу. Внимательный взгляд его то был прикован к лицу, то, казалось, тщательно изучал фигуру. А рука бегала по бумаге, набрасывая живые черты Ильича, фиксируя часто меняющееся выражение его лица, скупой, выразительный жест, острый взгляд. Он не уставал наполнять рисунками альбомы, блокноты, а когда они кончались, использовал все, на чем мог остаться след карандаша. Это был скульптор Николай Андреевич Андреев.

"В. И. Ленин. 1922 г.
Казалось, что какая-то неодолимая сила влечет его туда, где появляется В. И. Ленин. Это было страстное желание запечатлеть дорогие черты великого человека, сберечь их для будущих поколений. Когда удавалось поработать хорошо, обычно замкнутый и молчаливый, он был весел, радовался, много рассказывал домашним об Ильиче. И вот наступил волнующий миг: Андреев получил пропуск в кремлевский кабинет Владимира Ильича. Теперь он мог видеть Ленина рядом, мог наблюдать за ним, мог тщательно изучать его, а главное — главное, он мог не только рисовать, но и лепить. Ведь Николай Андреевич Андреев был скульптором и мечтал о создании скульптурного портрета. Владимир Ильич предупреждал, что во время работы художника он тоже будет работать: он был очень занят, и ему некогда было позировать скульптору. А Андрееву только этого и надо было. Ведь он хотел тщательно изучить не только внешность вождя трудящихся, но главное — его характер, который раскрывается в многообразных делах, поступках, в отношении к людям. Скромный и тихий, стараясь быть незаметным, с утра устраивался мастер в укромном уголке кабинета, и перед ним проносились кипучие, полные больших дел и больших забот рабочие дни В. И. Ленина.
Облик гениального человека с каждым днем раскрывался все глубже, поражая и очаровывая художника. Он трудился здесь под глубоким впечатлением ленинского стиля работы, все более подпадая под обаяние личности Ленина.


"Ленин - вождь". 1931 г.
Пристально вглядывается художник в лицо «этого возвышенно-простого человека, насквозь пронизанного особой гармонией острого разума и чуткого сердца» (Г. Кржижановский). Вот он смотрит на нас с рисунка, слегка подцвеченного теплым, желтоватым тоном. Доброе, открытое лицо. Мягко тает в усах улыбка, веселые лучики побежали к вискам. А в глазах так и искрится, так и сверкает живой, неутомимый ум, ненасытный интерес ко всему на свете! Даже особенную, ленинскую лукавинку во взгляде поймали чуткий глаз и послушная рука художника. Но вот Ленин энергично приподнял голову, быстро повернулся — и ломкой резкой линией очертил художник его профиль. Глубже спрятались глаза под сурово сдвинувшимися бровями, резкая складочка залегла между ними. Доброе, веселое лицо Ильича стало серьезным, даже строгим... Много дней провел Андреев рядом с Лениным. «Никакому другому художнику не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича», — писал впоследствии Андреев об этой поре.

В. И. Ленин. Бронза. 1920. Третьяковская галерея. Москва
Однажды скульптор принес в кабинет мастику. Он вылепил голову Ильича небольшого размера. Удивительным сходством отличается эта голова. Андреев лепил ее, словно изучая своеобразие строения высокого лба, сильных складок надбровных дуг, крупного объема носа, четкой линии губ. Но это было лишь. начало многолетней работы скульптора над образом В. И. Ленина. Здесь, в кабинете, он вылепил несколько десятков портретов, с любовью запечатлев разнообразные выражения лица Владимира Ильича: то ласковое, приветливое, то лукаво-насмешливое, то твердое, решительное, непримиримо-строгое, то мудрое, сосредоточенное. Те портреты, которые казались удачными, скульптор отливал в гипсе. Но он был очень строг и требователен к себе. Ему казалось, что до совершенства еще далеко, и он никогда не показывал этих работ ни на выставках, ни у себя в мастерской. Накопив таким образом богатый портретный материал, скульптор приступил к созданию серии фигур «Ленин за работой». Ведь он наблюдал Ильича и пишущим, и разговаривающим с разными людьми, и погруженным в раздумье, и напряженно работающим над статьей, сочинением. С тех пор прошло сорок лет, но такова удивительная сила искусства ваяния — как живой встает перед нами Владимир Ильич в бессмертных творениях Андреева. Десятки его скульптур хранятся в музее В. И. Ленина в Москве, сберегая для потомков дорогие черты.


В. И. Ленин. Бронза. 1920. Третьяковская галерея. Москва
Вот Владимир Ильич со стопкой бумаг стремительной походкой вошел в кабинет. В небольшой фигуре в рост скульптору удалось живо передать особенность его движений — энергичных, но точных, экономных.
Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва. Начинается трудовой день. Владимир Ильич склонился над рукописью. Это движение определило мягкую, плавную линию контура всей его фигуры. Привычным жестом левой руки, слегка касающейся губ, Ильич словно помогал себе в трудные минуты. Он думает. И скульптор бережно прослеживает, как внутреннее напряжение отражается на лице, меняет его формы. Черты лица заострились, углубились складки, идущие от крыльев носа к уголкам прячущихся в усах губ. Напряженный подбородок дает почувствовать, как плотно сжаты губы. Стали особенно заметны бугорки над сдвинутыми бровями, набухли веки. Их подчеркивают глубокие тени. Взор Ильича прикован к рукописи, где быстрая рука, не отрываясь, фиксирует мысли... Мысль, напряженная ленинская мысль — вот основное содержание этой небольшой скульптуры. И скульптор улавливает такой наклон головы, при котором ровно и сильно освещенным четко выступает могучий купол черепной коробки, высокий лоб-Алексей Максимович Горький называл лоб Владимира Ильича «сократовским», вспоминая при этом такой же высокий лоб величайшего мудреца древности—греческого философа Сократа- Вот другая скульптура. Ленин слушает собеседника, подавшись вперед, чуть-чуть склонив голову влево. Лицо его, чрезвычайно живое, подвижное, отражает, кажется, все оттенки его чувств. Он слегка удивлен — и чуть приподнялась левая бровь. Разговор идет о большом, важном, требующем решительных действий — засверкали широко открытые глаза, исчезла складочка у усов, мягкая линия губ стала четкой. Труд Андреева был поистине подвижническим. Художник сознавал свою великую ответственность перед многими поколениями людей, которые будут жить после Ильича и, может быть, лишь в этих скульптурах найдут дорогие черты. Вот откуда та бережность, то живое, трепетное чувство, которым согрета любая скульптура этой серии. Огромный труд был высоко оценен правительством.

В. И. Ленин. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.
«Осенью 1924 года я получил от комиссии при Совнаркоме СССР предложение исполнить в мраморе или бронзе портрет Владимира Ильича для постановки его в зале заседаний, близ места, где сидел Владимир Ильич», — писал впоследствии художник.
Содержание портрета намечала специально собранная правительственная комиссия. В нее входили товарищи, хорошо знавшие Владимира Ильича. Комиссия считала, что «в зале Совнаркома уместен Ильич таким, каким он был в окружении своих ближайших друзей-сотрудников: интимность, простота образа, позы, движения». С вдохновением и энтузиазмом Андреев принялся за дело.
...Владимир Ильич вошел в зал заседаний и остановился в позе, особенно для него характерной, — с пальцами, заложенными в проймы жилета. Он с улыбкой всматривается в происходящее: «Что-то вы тут без меня делаете?».
Запечатлев этот момент в полуфигуре, скульптор уловил и характерное движение, и внимательный, серьезный ленинский, взгляд. За шесть лет, прошедшие после смерти Владимира Ильича, скульпторами были созданы десятки произведений о нем. Теперь-то мастеру и пригодились этюды головы, сделанные в кремлевском кабинете. Бережно сохранил скульптор своеобразные пропорции фигуры Владимира Ильича. Он был коренаст, плотен, невысок, однако не казался низким, благодаря удивительной пропорциональности всей фигуры. Большой мастер не доверял, однако, только глазу: он многократно делал точные измерения фигуры Владимира Ильича и всех вещей в кабинете. Эти измерения пригодились потом.
В серии «Ленин за работой» запечатлена кипучая государственная деятельность Владимира Ильича. Андреев изображает его то произносящим страстную речь, то внимательно слушающим, сидя в кресле, то в том же кресле, но уже подавшимся вперед, настороженным, в напряженный момент прений, то спокойно размышляющим, откинувшись на мягкую спинку кресла.


В. И. Ленин. В. И. Ленин. Фрагмент неоконченного памятника. 1931
«Надо было видеть, как слушает Ленин, — вспоминал А. В. Луначарский. — Я не знаю лица прекраснее, чем лицо Владимира Ильича. На лице покоилась печать необычайной силы, что-то львиное ложилось на это лицо и на эти глаза, когда, задумчиво смотря на докладчика, он буквально впитывал каждое слово, когда он подвергал быстрому меткому дополнительному допросу того же докладчика».
Образ Ленина-оратора Андреев запечатлел в ряде произведений, объединенных общей темой «В. И. Ленин на трибуне». Еще в 1926 году им была создана небольшая, полуфигура, где-в энергичном движении тела и рук ярко выражена страстность-оратора. В большой скульптуре 1930 года образ В. И. Ленина приобрел уже новые черты. Более спокойное движение фигуры передает его устремленность к аудитории, а четко и сильно вылепленная голова, лицо, лишенное дробных деталей, выражают могучую силу духа, железную волю, смелую решительность.
Так скульптор подошел к завершающему этапу своего многолетнего труда — к созданию образа В. И. Ленина-вождя. Владимир Ильич на трибуне. Он взволнован, но сдержан. Его фигура в величавом ритме вырастает над трибуной. Исполнен силы жест, выражающий твердость, уверенность. Энергичное движение головы, напряженное лицо, вдаль, в будущее устремленный взор — все в целом создает образ огромной силы. В нем уже не только всем дорогой, знакомый Владимир Ильич, но Ленин, вся жизнь которого — борьба, мужественная и упорная борьба за великое и прекрасное — за счастье будущих поколений. Здесь нашло выражение самое главное, самое существенное в жизни Ленина, раскрыт ее глубокий смысл.
Скульптор обобщил массу отдельных характерных черт, слагающихся в образ большого общественного значения. Высокий пафос нового содержания породил и новую, монументальную форму. Строгая уравновешенность масс, ясность форм, спокойный, величавый ритм отличают эту скульптуру. Детали ушли — ничто не должно дробить эту глыбу, ничто не должно отвлекать от главного — от созерцания гения вождя.
И люди всегда останавливаются около этой удивительной скульптуры. Она встречает их на главной лестнице Центрального музея В. И. Ленина в Москве, где сейчас хранятся бесценные сокровища «Ленинианы».
«Лениниана» — поэма о В. И. Ленине. В мраморе, в бронзе — в вечных материалах — вдохновенный художник запечатлел образ великого учителя и друга трудящихся, который живет и будет жить в веках.

Artvek.Ru

В советское время А. Н. Андреев выступает и как театральный художник. В этом жанре он также предстаёт как типичный представитель соцакадемизма; им выполнены эскизы декораций спектаклей Московского художественного театра ("Каин" Дж. Байрона, 1920; "Ревизор" Н. В. Гоголя, 1921; и др.).

Литература:

1. Лениниана.Скульптор Н. А. Андреев. [Альбом], [Л., 1961].
2. Бакушинский А. В., Н. А. Андреев. 1873 - 1932, М., 1939; Николай Андреевич Андреев.

 


Произведения


" В. И. Ленин". Рисунки с натуры. 1920. Центральный музей В. И. Ленина 1922 г.
"В. И. Ленин. 1922 г.
<
"В. И. Ленин. 1922 г.
"Ленин - вождь". 1931 г.


В. И. Ленин пишущий. 1920
В. И. Ленин. Бронза. 1920. Третьяковская галерея. Москва

В. И. Ленин пишущий. Бронза. 1920. Третьяковская галерея. Москва


В. И. Ленин. Гипс. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

В. И. Ленин. В. И. Ленин. Фрагмент неоконченного памятника. 1931


Главная страница | Напмшите нам
Copyright © 2000 - 2011 Sowjet-Art. Alle Rechte Vorbehalten